Белое золото. Хлопок в искусстве советского Востока

Из растения, дающего мягкое волокно, в ХХ веке родился символ советского Востока — и одновременно одна из самых ярких метафор эпохи. Выставка «Белое золото. Хлопок в искусстве советского Востока», открывшаяся в Государственном музее Востока, рассказывает о том, как «белое золото» Средней Азии превратилось в художественный и идеологический знак: от ремесленных тканей и орнаментов до полотен, плакатов и керамики, воспевавших труд, прогресс и дружбу народов.

Официальное открытие выставки состоялось в торжественной и по-настоящему тёплой атмосфере. Со вступительными словами выступили исполняющий обязанности директора Государственного музея Востока Илья Владимирович Зайцев и доктор искусствоведения Тигран Константинович Мкртычев, ранее возглавлявший Государственный музей искусств имени И. В. Савицкого в Нукусе. Они отметили большую работу, проделанную кураторами и сотрудниками музея, выразили признательность всем участникам проекта и подчеркнули значимую роль хлопка в культурной и экономической истории страны.

Особую атмосферу праздника придало выступление таджикского фольклорного ансамбля «Диёр» при Комитете по работе с детьми Общественного совета при Посольстве Республики Таджикистан в Российской Федерации. Народные мелодии, звучавшие под своды музея, напомнили о живом культурном наследии регионов, где «белое золото» когда-то стало неотъемлемой частью быта, искусства и памяти поколений.

В советский период хлопок стал одним из символов процветания — не только Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана и Азербайджана, но и всего Союза. Его образ широко использовался средствами визуальной пропаганды, олицетворяя идеи коллективного труда, научного прогресса и «братства народов», объединившихся ради общего дела.

От ремесла к индустрии

Выставка открывается разделом, посвящённым истории хлопка в Средней Азии: представлены старинные предметы одежды, образцы традиционного текстиля, деревянные штампы для набойки орнаментов — свидетельства многовековых ремесленных традиций региона.

К середине XIX века хлопок играл всё более важную роль в мировой экономике. Россия, до Гражданской войны в Америке импортировавшая хлопок из-за рубежа, вскоре начала активно развивать собственное производство на южных территориях. Именно стремление к созданию самостоятельной хлопковой базы стало одной из причин освоения Туркестана и строительства железных дорог, связывавших регион с центром империи.

В советский период значение хлопка возросло многократно: он рассматривался как стратегический ресурс, обеспечивающий экономическую независимость страны и служащий основой лёгкой промышленности. Вокруг него формировался целый идеологический миф, в котором труд хлопкоробов прославлялся как подвиг, а бескрайние белые поля становились символом изобилия и мира.

Хлопок как символ и образ

По словам куратора выставки Екатерины Ермаковой,

«Главной целью проекта стало показать, как менялось понимание и значение хлопка в разных социокультурных системах: из материала „чистого и богоугодного“, оберега и апотропея в традиционной культуре, он превратился в эмблему процветания, самоотверженного труда и дружбы народов СССР. Этот сложный процесс нашёл отражение как в предметах быта, так и в произведениях искусства».

Главный раздел экспозиции включает произведения ведущих мастеров советского изобразительного искусства — Павла Бенькова, Александра Волкова, Александра Николаева (Усто Мумина), Михаила Курзина, Ольги Соколовой, Василия Боборыкина, Симеона Беглярова, Шавката Мангасарова и других.

В 1920–1930-е годы художники, вдохновлённые революционным пафосом, обращались к образам коллективного труда и механизации хлопководства. В это время язык авангарда — геометричный, лаконичный, энергичный — становится средством выражения нового индустриального ритма жизни. Позднее, с утверждением канона социалистического реализма, мотив хлопка наполняется поэзией созидания: сияющие белые поля, улыбающиеся хлопкоробы, оросительные каналы и плодородная земля становятся знаками изобилия и братства народов.

Эстетика белого золота

Параллельно происходила и художественная трансформация образа. В картинах Волкова и Бенькова хлопок становится элементом ритма и света, символом земли и плодородия; у Николаева (Усто Мумина) и Курзина — знаком гармонии, почти мистическим образом женского начала и творческой силы.

Особое место на выставке занимают плакаты 1920–1950-х годов — сочетающие эстетику авангарда и социалистического реализма. В них хлопок — не просто растение, а метафора труда и изобилия, знак уверенности в будущем. В узорах, вышивке, керамике и декоративных тканях этот мотив продолжает жить, невольно пробуждая уважение к тяжёлому труду людей, посвятивших жизнь «белому золоту».

Современные интерпретации

Завершает экспозицию серия современных халатов ташкентской художницы Диляры Каиповой, выполненных в технике традиционного иката. Её работы возвращают хлопку современный смысл — от символа труда и идеологии к символу культурной памяти, личной идентичности и диалога эпох.

На открытии выставки с приветственным словом выступила Гульнабат Текаева, руководитель Московского общества туркменской культуры:

«Хлопок — неотъемлемая часть жизни многих народов мира, символ миролюбия, процветания и созидательного труда. Во многих странах он украшает государственные гербы, воплощая идею мира как основы национальной политики. Для тех, кто вырос в Средней Азии, бескрайние белые поля под солнцем — часть детства и памяти, символ родной земли».

Она подчеркнула, что хлопок присутствует во всех сферах жизни восточных народов — в экономике, ремёслах, искусстве и культуре. В туркменском ковроткачестве его белизна символизировала свет и жизнь, а в народных орнаментах — чистоту и изобилие. «Каждая выставка Музея Востока — это событие, объединяющее людей, напоминающее, как много общего у народов нашей страны. Искусство — это свет, который делает этот мир чище и теплее».

Большинство экспонатов выставки представлено из собрания Государственного музея Востока; многие демонстрируются впервые. В проекте также приняли участие: Фонд Марджани, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей-заповедник Царицыно, Костромской государственный музей-заповедник, Ивановский историко-краеведческий музей им. Д.Г. Бурылина, Музей Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина.

Вам может также понравиться...

5 3 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x