Аджап БАЙРИЕВА, этнограф, кандидат исторических наук
В одном из древнейших городов мира Бухаре, состоялось торжественное событие – открытие Центра ковроткачества — SD TURKMENHALY, где будут производить туркменские ковры ручной работы. К этому событию была приурочена международная научная конференция «Красота небесная – Туркменские ковры», открытие Национального музея истории Туркменских ковров, семинар «Arşyň nepisligi – Türkmen halysy».
Известные ученые, исследователи, знатоки, ценители и любители туркменского ковра вели обширную дискуссию об исторической миссии Туркменского ковра из Великобритании ( Malin Lonnberg, один из редакторов всемирно известного журнала HALI — Лондон), России (Царева Елена Георгиевна, доктор исторических наук, ведущий специалист этнографического музея Санкт-Петербурга и Кунст камеры), Текаева Гульнабат Амандурдыевна – руководитель региональной общественной организации Московского общества туркменской культуры — Москва), Гуль Эльмира Валиевна, доктор искусствоведения Узбекистана -Ташкент, Жумаев Гарягды Жураевич – кандидат искусствоведения БГУ, член творческого общества Академии наук республики Узбекистан — Бухара), Рустамова Чинар Таджиевна – ответственный секретарь Национальной комиссии Туркменистана, Герой Туркменистана и Аджап Джумаевна Байриева, этнограф, кандидат исторических наук, научный консультант Национального музея туркменского ковра (Ашхабад).
Туркменский ковер не спутаешь с ковром других народов, его можно безошибочно узнать по строгому орнаменту, колориту, удивительному равновесию всей живописной композиции.
Главная задача конференции и семинара состояла в том, чтобы внести ясность в определение «туркменский ковер». Термин «бухарские ковры» на несколько столетий стал ярлыком многих чисто туркменских ковровых изделий, которые по всем показателям отличаются от ковров соседних народов Средней Азии.
На протяжении веков туркменские ковры продавались в Бухаре, Персии, Хиве, Афганистане. Так, туркменские ковры, попадавшие на рынки соседних стран, стали называться персидскими, афганскими, хивинскими, бухарскими… Это ошибочное определение надолго прижилось среди покупателей и привело к тому, что часто туркменские ковры объединялись под общим термином «бухарские ковры».
На протяжении многих веков Бухара играла роль крупного административного, торгово-ремесленного и культурного центра Центральной Азии, через город проходила одна из трасс Великого шелкового пути.
К началу XX в. Бухара стала крупным центральноазиатским центром торговли коврами. И так как в то время ковры не классифицировались на научной основе ни по видам, ни по географическому признаку — месту производства изделий, ни по происхождению их создателей, то ковры благодаря скупщикам и перекупщикам, ловким предпринимателям-торговцам получали свою торговую марку всего лишь по месту сбыта, купли-продажи.
Еще остались отголоски того далекого времени, когда простые европейские обыватели или непросвещенные торговые посредники по незнанию называют наши туркменские ковры «бухарскими». Даже на крупных международных ярмарках до сих пор некоторые зарубежные компании выставляют туркменские коллекции старинных ковров под маркой «бухарские» или как «афганские» и др. Однако настоящие знатоки сразу же определяют эти ковры по качеству, технике исполнения, четкости рисунка, отличая истинно туркменское искусство ковроткачества от любого другого.
Конференция прошла на высоком уровне: уникальные презентации, архивные материалы об истории туркменского ковра, книги, фотографии.
Затем состоялось открытие Центра ковроткачества, где созданы все условия для работы ковровщиц: просторный и светлый цех в несколько рядов с вертикальными станками, на которых уже натянута основа будущих сотканных ковров: постилочные изделия, торбы, чувалы, молитвенные коврики. Ковры ткут по старинной технологии по эскизам ковров всех этнических групп туркмен. Из Ашхабада Центру ковроткачества были предоставлены в дар от известной ковровщицы Туркменистана Аннатач Реджеповой старинные ткацкие инструменты: кесер, сынны, дарак
При ковровом цехе создан Национальный музей истории Туркменского ковра с изделиями и предметами декоративно — прикладного искусства туркмен: старинные войлочные изделия, традиционный текстиль, национальный женский и мужской костюм, ювелирные украшения, книги и архивные фотографии.
Во дворе были установлены туркменские юрты, где в больших казанах готовили национальные туркменские блюда: дограма и ярма, играла узбекская и туркменская музыка и песни, прошел показ мод современной одежды с традиционными нотками, а также туркменские ремесленники показали свои изделия прикладного искусства.
А впереди нас ждала настоящая восточная сказка: все объекты всемирного наследия ЮНЕСКО и интересные музейные экспозиции священного города Бухары – центра ремёсел, земли великих мыслителей, ученых, людей искусства, величественная и загадочная резиденция эмиров, высокий минарет и крупнейшая мечеть, утонченные мавзолеи, представляющие собой шедевр архитектуры и символ человеческого гения.
Уже в древности Бухарский «Шахристан» был красивый город с уникальной планировкой и шикарными архитектурными сооружениями: город-музей с голубыми куполами под открытым небом: восточные базары, ароматы плова и лепешек, красочные ковры, извилистые улочки и, конечно, изумительная архитектура: все утонченные мавзолеи, мечети, минареты со сложнейшим орнаментом из кирпичной кладки и ярких изразцов, умиротворяющие бежевой, палевой строгостью.
Мы посетили в мастерские и наблюдали за работой золотошвей, расписной посуды, золотого шитья и украшений, общаемся с художниками, заходим в гости коллекционера среднеазиатского прикладного искусства, останавливались в уютных чайханах и кофейнях для осмысления впечатлений.
Прогулялись по средневековым шопинг-моллам, расположенные под бирюзовыми куполами, которые стоят и по сей день, не меняя своего предназначения. А также отведали «короля» узбекской национальной кухни в Центре плова– вкуснейшего восточного плова.
Завершающим акцентом незабываемого искусствоведческого путешествия по древнейшей земле было посещение Музея прикладного искусства, Музея национального костюма и Музея рукоделия.
С благодарностью за теплое узбекское гостеприимство, незабываемое культурное впечатление, колоритное и яркое путешествие невероятно насыщенными впечатлениями по загадочной и прекрасной Бухаре, где мы соприкоснулись с богатым и таинственным прошлым этого восточного города.
Прощаясь с гостеприимной Бухарой, мы желаем процветания Центру ковроткачества Туркменских ковров, пусть славится непревзойденными туркменскими коврами с особой искусностью по качеству, орнаментике и красоте!