НЕКОТОРЫЕ ЕДИНСТВА ИКОНОГРАФИИ ТУРКМЕНСКИХ КОВРОВЫХ ГЁЛЕЙ И  ПЛАНОВ АРХИТЕКТУРЫ ЭПОХИ БРОНЗЫ ДРЕВНЕГО МИРА

        Новые археологическое открытия в Туркменистане древней страны Маргуш с его столицей Гонур пролило свет на цивилизацию с высокой культурой строительства и это обстоятельство ставит её в один ряд с высокоразвитой строительной культурой древних цивилизаций Бактрии и Индии. Различные виды художественной деятельности населения говорят о развитии общества с  самобытной культурой.

        О развитии ковроткачества на территории Туркменистана эпохи бронзы и раннего железа показывают орудия труда ковровщицы, такие как  кесер – ножичик для срезывания нитей ковра, множество глинянных и каменных орнаментированных печатей, пряслиц и веретён, датируемые III-II тысячелетием до н. э. Росписи керамики «коврового стиля» эпохи бронзы Южного Туркменистана повторяются на стенках «царской дарохранительницы» из Гонур и они неизменно украшают ковры в настоящее время

        Новые археологическое открытия в Туркменистане древней страны Маргуш с его столицей Гонур пролило свет на цивилизацию с высокой культурой строительства и это обстоятельство ставит её в один ряд с высокоразвитой строительной культурой древних цивилизаций Бактрии и Индии. Различные виды художественной деятельности населения говорят о развитии общества с  самобытной культурой.

        О развитии ковроткачества на территории Туркменистана эпохи бронзы и раннего железа показывают орудия труда ковровщицы, такие как  кесер – ножичик для срезывания нитей ковра, множество глинянных и каменных орнаментированных печатей, пряслиц и веретён, датируемые III-II тысячелетием до н. э. Росписи керамики «коврового стиля» эпохи бронзы Южного Туркменистана повторяются на стенках «царской дарохранительницы» из Гонур и они неизменно украшают ковры в настоящее время.

        В древней Бактрии из сырцового кирпича сооружались поселения прямоугольной формой с мощными крепостными стенами и с круглыми башнями по 4-м углам, а уже по периметру стен расположенны были башенки, которые указывают, что это оборонное сооружение. Они построены по планам, строго ориентированных по 4-м сторонам света. Таким образом, крепость прямоугольной формы с мощными стенами и с округлыми башнями на углах и с полуовальными башенками меньших размеров по периметру стен указывают, что это было значимое оборонное сооружение.      

Круглый храм Дашлы расположенный в центре квадратного в плане поселения был окружен двумя кольцами  построек в виде кирпичной ограды и представлял собой культовое сооружение. Композиционное решение архитектурного плана в основе которого лежит прямоугольник с округлыми башнями по углам,  является самым ранним памятником такой планировки. Рядом с круглым храмом на Дашлы расположено квадратное в плане культовое сооружение на четырёх сторонах которого проходят Т-образные коридоры. По углам центрального квадратного помещения образованы Г-образные коридоры. План сооружения с Т-образным коридором имеет строго симметричный, четкий, пропорциональный рисунок, похожий на орнамент  туркменских ковров.  

       Строительные сооружения Южного Туркменистана эпохи бронзы, отличаются «архаичным» характером планировки. По мнению археолога Масимова, принцип круглых построек Келлелинского оазиса Маргианы является чертой, которая подчеркивает «социальное неравенство» населения того времени. Гражданские сооружения древней Маргианы имели глубокие традиционные местные корни, с обязательным ориентированием основного квадратного зала по сторонам света и симметричным оформлением всех четырёх фасадов крепостной ограды. В сооружениях жилой архитектуры маргианской цивилизации эпохи бронзы начинают формироваться основные планировочные принципы культовой архитектуры. Таким образом, сложившаяся культура строительства Маргианы позволяет говорить об общем генетическом происхождении с архитектурной Бактрии.          

По мнению археолога В. И. Сарианиди,  археологичeские открытия в Гонуре, указывают о южнотуркменистанском и, возможно, иранском влиянии на происхождение и развитие бактрийских центров культуры, строительство оборонных сооружений Дашлы 1 и древнемаргианской культовой архитектуры Тоголок 1, Тоголок 2 и Гонур1 говорит о существовании в эпоху бронзы единого принципа в архитектурно-строительной планировки Бактрии и Маргианы, с характерными чертами…. –  квадратный план сооружения, расположенный по сторонам света и симметрично четкое деление его углам и по периметру прямоугольными и круглыми башнями. 

Таким образом, в строительном искусстве древнего Востока эпохи бронзы в композиционных решений архитектурных деталей, в их декоративном убранстве принцип многократного повтора и симметрического построения  обязателен и поэтому типичен, он повсеместно использовался в художественной культуре Востока. Достаточно вспомнить решения декоративных оформлений монументальных зиккуратов и геральдических композиций в декоре  керамики, в интерьерах храмов древнего Двуречья и многократные повторы орнаментальных мотивов в туркменских.   

       Беглый обзор архитектурных планов даёт возможность увидеть взаимовлияния, обогативших среднеазиатские культурные традиций строительства, которые сохранились на протяжении многих лет, что способствовало их превращению в своеобразные нормы и каноны. Как были устойчивы архитектурно-планировочные решения на обширной территории Бактрии и Маргианы II тысячелетия до н. э. можно проследить по чертежам археологических раскопок  древнеземледельческих культур эпохи бронзы. По мнению авторов, подобные постройки сооружались по единому плану и их распространение не ограничивалось только территорией Бактрии и Маргианы. Авторами  подчеркивались южно-туркменистанской культуры  контактами с индийской Хараппой.

       Схожесть внешних форм бактро-маргианских архитектурно-строительных планов дополняется также идентичностью принципов внутреннего построения орнаментальных мотивов гёля. Культовые сооружения и дворцовые комплексы древности предполагает обязательное и строгое следование геометрическим и строительным канонам. Рисунки, состоящие в основе планов являются геометрическими фигурами в виде круга, квадрата, прямоугольника, птицы или других мотивов изобразительного искусства. Состоят они, как правило из повторяющихся определённых геометрических фигур и имеют связь с мировоззренческими идеями, возможно и с религией этих народов.

       Индийская Хараппская цивилизация оставила огромное художественное наследие. Процветание этой цивилизации охватывает период эпохи бронзы и раннего железа с 2500 по 1500 года до нашей эры. В то время оживлённые торговые и культурные связи Индии с Шумером, Егитпом и Средней Азией, были весьма широкими и мносторонними. Северо-Западная Индия, бассейн реки Инд (совр.Пакистан) отличался высокой художественной культурой. Среди древнего населения процветали различные ремёсла и хлопкоткачество. Археологические раскопки показывают следы хлопководства и хлопкоткачества, печатки с изображениями и буквами. Нигде в мире хлопкоткачество не было обнаружено в столь древнюю эпоху. Греки писали, что в Индии «шерсть растёт». Ткани из хлопка были очень тонкие и высоко ценились в древнем Двуречье. О развитии текстильного дела говорят и множество найденных в Мохенджо-Даро глинянных пряслиц и фрагментов ткани, окрашеной мареной в красные тона. Тонкие ткани составляют славу Индии с III тысячелетия до нашей эры до наших времён.

        Ставшая с древних времён искусством архитектура Индии, имеет собственные планы строительства, которые приводили в порядок строительство городов и помогали небольшим поселениям стать административными центрами. Города были многоэтажными и благоустроенными, они строились из кирпича и росли вверх. Они вели оживлённую торговлю с соседними странами: Эламом, Шумером, Месопатамией, Египтом с древними городами Бактрии и Средней Азии, в частности, современного Туркменистана и Узбекистина. Архитектурно-строительное дело особенно ярко проявилось в планировке и в строительстве городов Мохенджо-Даро и Хараппы. Эти города  строились по системе решения разбитого на квадраты пространства. Планы жилых домов с постройками, группирующихся вокруг прямоугольного или квадратного внутреннего дворика были типичными для индийских городов.

       О культуре строительства городов и поселений древней Индии говорят обрядовые песни и гимны в честь закладывания древних дворцов и храмов  в древних «Ведах» и в гимнах «Ригведы» (II тысячелетие до н.э.). Они содержат  благословения в честь постройки и разборки хижин с оградами. Со временем ограды этих культовых строений становились символами защиты и в начале I тысячелетия до н.э. имели изображение строений на каменной ограде, оставшейся от ступы в местечке Бхархуте, а священные постройки  династии Маурья встречаются в изобразительном искусстве. Культовых сооружений эпохи бронзы не сохранилось, но в «Махабхарате» говорится о том, что древний алтарь был в виде священного дерева, где приносились жертвоприношения. Из текстов «Рамаямы» можно узнать, что жертвенные столбы-стамбхи имели восьмигранные основания и были украшенны  драгоценными камнями. Но  в I тысячелетии до н. э. храмы уже строились из твёрдого камня, а обряды, возможно совершались в открытом пространстве.

       Первые письменные упоминания о строительстве деревянных домов и храмов овальной и прямоугольной форм, строившихся по своеобразным архитектурным планам даются в «Ригведе». Дома ставились по четыре, образуя внутренний квадратный двор и если домов было три, то с четвёртой стороны устраивалась ограда с воротами и, таким образом, эти описания совпадают с избражениями архитектурных планов сооружений.

       Исследователи архитектуры Индии эпохи бронзы и раннего железа или, как ещё его называют  «ведическим» пользуются в основном литературными источниками по архитектуре, которые свидетельствуют, что в Индии развивались две великие архитектурные школы – южная и северная. Об этом и рассказывает «Шильпашастра» – своего рода единая система канонов и правил архитектурно-строительного дела. Обучающие тексты «Шильпашастра» по архитектуре и по всем видам ремёсел писались брахманами и имеют условное место и время написания (1500 в. до н. э.).  Эти тексты изменялись и приспособлялись к различным условиям жизни. Этот трактат использовался ремесленниками и строителями, которые передвигались по стране и передавали изображения планов и связанные с ними знания  для использования поколениями мастеров. Это способствовало распространению по стране глубоких, хотя и одинаковых знаний по конструктивным формам строительства и принципам архитектуры. Принципиально руководства по архитектуре мало отличались друг от друга и было их около 300 текстов. Иногда строители оседали на каком-либо месте для создания важного обьекта или для обучения  мастеров. Трактат показывал также и существовавшее в то время социальное расслоение населения. Используемые архитектурные геометрические фигуры квадрат или круг имели символический смысл и поэтому строительное дело, как и все другие ремёсла были связаны с религией и тексты трактата «Шильпашастра» содержат много заклинаний, знаний и описаний обрядов  символического характера.

       Таким образом, города древней Индии обносились укреплёнными стенами в несколько рядов, имели крепкие ворота и дозорные вышки. Цитадель являлась административным и религиозным центром государственного значения. Первой задачей такого архитектурно-строительного плана было соблюдение порядка при строительстве на случай стихийного бедствия. Надо отметить, что изображения планов были созданы в более древние времена тогда, когда ещё не были написаны. Они были разработаны для поселений с разнообразным кастовым различием населения.

         Планировка главных внутренних улиц была ориентирована по сторонам света. Большие, как Хараппа города имели центральную площадь, на которой возвышалась цитадель, укреплённая двойными стенами с воротами и мощными башнями.

 В планировочных схемах отражалась также структура административных, торгово-ремесленных и религиозных центров. Большое значение в городе Хараппа имели сооружения общественных купален. Бассейн также считался местом проведения культа. И в настоящее время подобные купальни имеются при храмовых сооружениях Индии. В трактате                                            «Манасара-шильпашастра» упоминается восемь типов планов для поселений,  городов и укрепленных крепостей.

Во времена создания индийских планов «Шильпашастра» на современной территории Туркменистана, уже существовало протогородское поселение земледельческого центра Южного Туркменистана —  Алтын-депе. В эпоху бронзы и раннего железа на территории Туркменистана было развито орнаментальное ковроткачество. Общирный материалом по расписной керамики «коврового стиля» эпохи бронзы доказывает, что основные внешние очертания и внутреннее орнаментальное убранство туркменских гёлей  в этот период на территории Туркменистана были уже сформированы, и имеющиеся различные орнаменты туркменской расписной керамики связаны с разными местами расселения и разными климатическими условиями проживания племенных групп. Это подтвержается и существованием в древней земледельческой культуре эпохи бронзы Туркменистана нескольких видов орнаментов и гёлей. среди племен подгорной полосы Туркменистана, Рассматривая стилистическое единство геометрических фигур эпохи неолита и бронзы Туркменистана археолог И. Хлопин отмечает, что эти мотивы объединены стилистической культурно-племенной целостностью и не являются привнесенными, а «…возникли они на местной основе и являются монохронным выполнением полихромных узоров, распространенных в ту пору в поселениях подгорной полосы Копетдага». Узбекский археолог А. Аскаров пишет, что культура Сапаллитепе эпохи бронзы имеет аналогии в северном и южном Афганистане, в южном Туркменистане, в северо-восточном Иране и во многих других земледельческих памятниках Древнего Востока, что указывает на широкое её распространение, начиная с эпохи энеолита до рубежа II-I тыс. до н.э.         

        Если принять за основу предположения археологов о нескольких областях развития земледельческой культуры, то можно считать, что в развитии культуры туркменского коврового искусства также могут быть несколько областей и различные изображения гелей тому доказательство. Как следствие этого, вполне закономерно появление многих племенных гёлей, как территориальные разновидности изображения иконографии одного   учения.

         В научной и учебной литературе опубликованы 3 изображения архитектурных плана по «Шильпашастре». Если индийские архитектурно-строительные планы рисовали структуру административно-религиозных центров и торгово-ремесленных кварталов городов, то можно предположить, что гёли также могут показывать расселение родо-племенных групп на территории Туркменистана. Кстати надо отметить, что более 20-и туркменских ковровых гёлей и их названия в настояшее время отражают их принадлежность к определённым родо-племенам и местам их проживания.

       Возьмём для сравнения известные племенные гёли с прямоугольными, квадратообразными, ступенчатыми и кругообразно-концентрическими силуэтами — теке, сарык, эрсары, салыр, йомут, човдур гёлей. Они, как правило, различаются друг от друга  своими внешними, так и внутренними изображениями. Четкие внешние различные формы гёлей, имеют точно определённое внутреннее деление пространства по вертикали и по горизонтали. Как восьмиугольные, так и ступенчатые, овалообразные и другие очертания гёлей имеют чётко выделенный центр, украшенный символическим орнаментом в виде восьмиконечной звезды, креста или крестом с закрученными рогообразными концами (свастического характера)  и просто фигурой прямоугольника также с обозначенным центром.   

       Среди туркменских гёлей есть составленный несколькими кругами, вписанные друг в друга и  фланкированые своеобразными «башенками» по краю. У них один  центр в виде прямоугольника или ромба с рогообразными орнаментами по углам. Построенный по принципу индийской мандалы рисунок гёля внешне также напоминает эту фигуру. Это туркменский «пенди» гель. Во II тыс. до н. э. круговая планировка храма при строительстве закреплена и в архитектуре Бактрии (Дашлы-3), также совпадает с построением пендинского  гёля.   

 Эпосы  «Рамаяма» и «Махабхарата» описывают города древней Индии как   укреплённые и археологические находки дают представление о «доме царя» царства Магадхи в виде большого храма с оградой. Архитектурные комплексы в городе строились в виде ряда дворов, окруженных башенками. «Махабхарата» также рассказывает о городе, в котором имелись городские оборонные сооружения, основании которого лежит восьмиугольник, составленный из шести циклопической кладки круглых концентрических стен. Его стены являлись внешними оборонительными сооружениями. В индийском изобразительном искусстве он представлен как некий символ , украшающий рельефы культовых храмов.

       Значит, «мандалический» характер построения изображения «пенди» гёля было принят как основа символического изображения, что соответсвует логике гёлей. Внешние круги  «пенди» гёля украшены орнаментом «гочак», внутренние стороны – орнаментом «гелин бармак». Кроме того, изображения некоторых туркменских гёлей напоминают также очертания индийских бассейнов, которые были местами проведения массовых культовых обрядов. Иногда эти чертежи также представляют собой вытянутый прямоугольник с имитирующими круглыми башенками по  углам.

       Таким образом, в целом изображения туркменских гёлей имеют стилистические единства с индийскими схемами строительства. Как правило, рнсунки схем обведены многоразовым контуром тёмного цвета и делением пространства фигуры на четыре части, ориентированние по сторонам света.

Туркменские гёли также имеют восьмиугольное основание, выделенный орнаментальный центр, они разделены на четыре части и в каждой из четырёх частей расположены определённом количестве орнаменты. По такому принципу построен и текинский «гушлы» и сарыкский «чакмак» гёли. Эрсаринский гель с центром в виде восьмиугольной фигуры с изображением древообразного орнамента «темиржен» в каждой части геля  или гёль «товук нусга» со стилизованным изображением птицы наиболее близок к изображениям плана [3]. Изображения этих гёлей логично и орнаментально совпадают с изображениями архитектурных планов, в трактате

«Шильпапшастра».

Внутригёлевые орнаментальные композиции имеют символический характер.  Как правило, разнообразные орнаментальные композиции внутри гёля соответствуют описанию различных символических культовых обрядов древних земледельческих культур. Синкретизм эпохи бронзы и железа в южнотуркменистанской культуре позволяет нам выделить несколько основных мифологических культов для поклонения – культ Солнечного божества; культ обожествлённой природы – Дерева, Воды, Земли; культ тотемных животных – Птицы, Змеи, Козла, Верблюда, Леопарда. Их изображения, иногда натуралистические, иногда символические представляет скульптура, керамика, стенная роспись (монументальная живопись) и ковровая орнаментика. Они связаны с определённым мировоззренческими взглядами или религиозными знаниями.

Цветовое решение туркменских гёлей следует традиционным мировоззренческим и художественным условностям древней живописной школы Средней Азии. Она является основной традицией и каноном на которой выросла живописная местная художественная культура.

         В целом, общая силуэтно-изобразительная стилистика туркменских гёлей очень близка к иконографии изображений архитектурных планов трактата, они также близки и по смысловому содержанию, потому что в искусстве древнего Востока всегда было место и племенным божествам, и числовой магии и, конечно единому племенному божеству.

М. А.  ДЖУМАНИЯЗОВА,  искусствовед, ст. преподаватель

Государственной Академии  Художеств  Туркменистана,Заслуженный деятель искусств Туркменистана.

Вам может также понравиться...

0 0 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x