Образ Махтумкули Фраги в туркменском изобразительном искусстве

  • Огулабат Мухатова,
  • кандидат искусствоведения, старший преподаватель Государственной академии художеств Туркменистана
  • Джерен Балтаева,
  • преподаватель Государственной академии художеств Туркменистана

Венгерский историк и путешественник ХIХ века Арминий Вамбери писал: «Высшее наслаждение для туркмена, когда явится какой-нибудь трубадур (бахши) и под звуки своей двухструнной дутары споёт песню обожествляемого им Махтумкули…». 

Главной отличительной чертой философско-поэтического творчества  Махтумкули   является   его органическая связь с народной мудростью, с фольклором, не случайно, его слова стали  для народа учебником жизни, они превратились в афоризмы, поговорки и пословицы. Поэзия Махтумкули сыграла громадную роль в деле объединения туркменских племён и пробуждения в них национального самосознания. Он своим художественным словом как орудием борьбы, затронул множество вопросов философского, морально-этического и гуманистического направления. 

          1.  Поэзия Махтумкули органично вошла в жизнь народа и в качестве песенного творчества, доставляющего слушателям истинное наслаждение, их исполняют и башхи и современные певцы во всех уголках Туркменистана. В творческом наследии великого поэта и мыслителя Востока Махтумкули Фраги черпают неиссякаемое вдохновение и духовные силы и туркменские художники. К сожалению, нет ни одного изображения любимых народами Востока поэтов, сделанных при их жизни, и Махтумкули в их числе, и потому для туркмен в советское время стало важным создание его канонического портрета. Вотпочему в 1946 году был объявлен конкурс на создание образа великого поэта. И художники, взявшиеся за эту задачу, опирались на его поэтическое наследие, предания и воспоминания его соплеменников. Из 50-ти представленных эскизов жюри отобрало работу талантливого студента Московского государственного художественного института имени Сурикова Айхана Хаджиева. Поездки на родину поэта, изучение эпохи и быта, многочисленные зарисовки стали основой для поисков наиболее выразительного образа великой личности. В результате молодым художником была найдена вертикальная композиция, изображающая Махтумкули в интерьере дома, сидящим за столиком того времени и вдохновенно пишущего свои стихи. Лицо поэта напряжено и сосредоточено, автор изобразил его в момент вдохновения, ясно читается благородство души мыслителя, а его проникновенный взор полон озарением рождения новых стихов. Его руки плотно легли на развёрнутый свиток стихов. Тёплые, золотисто-охристые и красновато-коричневые тона внутреннего пространства юрты создают ощущение эпохи прошлого. Как отмечает автор многих искусствоведческих работ о творчестве туркменских художников Павел Попов: «…Айхан Хаджиев создал такой выразительной силы и титанической мощи канонический портрет великого поэта туркменской земли, что сейчас миллионы людей иначе и не представляют его образ». В настоящее время живописцы, художники кино, театра, скульпторы, графики продолжают брать за основу канонический портрет Махтумкули Фраги, созданный выдающимся туркменским мастером. 

2. В дальнейшем Хаджиев не раз обращался к образу поэта. На полотне «Махтумкули-ювелир» художник раскрыл ещё одну грань таланта поэта, изобразив его как мастера ювелира. Овладение ювелирным искусством у туркменских мужчин приравнивалось к трудовой доблести, так как ювелиры изготовляли не только женские украшения, но и ковали оружие. В картине художника изображён Махтумкули в ювелирной мастерской, окружённый односельчанами, которые, затаив дыхание, слушают стихотворные строки великого мыслителя. 

3. В 1961 году А. Хаджиев опять обращается к образу Махтумкули в произведении «Несогбенный», где усложнил композицию и взял в качестве сюжета драматическое событие из жизни поэта – набеги кызылбашей на родное село Махтумкули.

4. В 60-е годы художники начинают использовать более сложные композиционные схемы, разрабатывают многофигурные композиции. В картине Чары Амангельдыева «Молодой Махтумкули читает свои стихи своему отцу Азади» (1959) раскрываются взаимоотношения сына-поэта и поэта-отца. В интерьере туркменской юрты, ярко освещённой лучом солнца, молодой Махтумкули со свитком в руках вдохновенно читает свои стихи своему отцу, наставнику и поэту Довлетмаммеду Азади.

        5. В 1980 году мастер исторической живописи Аман Амангельдыев создал живописное полотно «Призыв поэта». В многофигурной монументальной композиции отображаются представители туркменских племён, тесно сплочённые рядом с поэтом. На первом плане картины юноша с дутаром символизирует музыкальную одарённость туркмен, передающуюся из поколения в поколения, а седобородый яшули, возложивший свою руку на раскрытую рукопись, олицетворяет народную мудрость. В нижнем крае холста изображена часть дастархана с хлебом, развёрнутого для тоя. Здесь вспоминаешь мечты поэта о единстве туркменских племён. Низкий горизонт, величавость горного пейзажа придают произведению монументальность. 

6-8. В 80-е годы были созданы произведения Ярлы Байрамова «Махтумкули Фраги» (1983), Халлы Анначарыева «Махтумкули в медресе Ширгази» (1983), Какагельды Гурбангельдыева «Махтумкули среди народа» (1983), которые раскрывают не только философские взгляды, жизненный путь поэта, но и помогают глубже понять прошлое туркменского народа.

9. В туркменской графике станковые листы чаще всего связаны с жанром портрета. В решении образа поэта художники приближаются к портрету, найденному Айханом Хаджиевым. Художник Байрамгылыч Лаллыков в 1981 году создаёт линогравюру «Махтумкули». Разнообразную по ритмам с разным направленным штрихом, тонкость психологической характеристики выявлена через лепку лица и выразительный жест рук, держащих раскрытую книгу. 

10. Из книжных изданий первое место отводится уникальной книге-малютке, созданной художником Валентином Когдиным в 1967 году. Она включала в себя 20 иллюстраций (5×6 см) в технике гравюра на металле к стихотворениям поэта. Книжку предваряет небольшой портрет поэта. 

11. В технике печатной графики Хаджи Атакгаев создал одну из лучших своих композиций «Разлука» из серии «Мир Махтумкули» (2010 – 2014). Углубившийся в творческий процесс словно в ауре света, Махтумкули пишет строки о любви к Менгли. 

12. Цикл иллюстраций к сборнику стихов Махтумкули Фраги выполнен молодым графиком Рахманом Рахмановым в 2014 году. Особенно привлекателен из них лист к стихотворению «Будущее Туркмении». Автор сумел разместить в композиции и  овеянную ширь хазарских зыбей, и неров и майи, пасущихся в степях и видим поток, порождённый  горами Туркмении, и душу Гёроглы. 

13. Образ Махтумкули Фраги занимает особое место в творчестве скульптора Алексея Щетинина. Он создал не только различные настольные статуэтки, тиражированные в фарфоре, бронзе, но и установил портретный бюст поэта в селе Геркез. Скульптору удалось отразить на его лице жизненный путь мыслителя, а одухотворённый и устремлённый в пространство сосредоточенный взгляд.

14. 4 ноября 1970 года в Ашхабаде был открыт памятник Махтумкули. Он был создан минским скульптором Виктором Поповым и ашхабадскими архитекторами Владимиром Высотиным и Виктором Кутумовым. Поэт как бы присел в тяжёлом раздумье на постамент, имитирующий его родные горы. Богатство аспектов духовного состояния поэта, удачное композиционное решение с найденными размерами основания памятника и площади отличают произведение привлекательной оригинальностью и художественной ясностью. Фигура великого мыслителя получила живописное природное окружение с небольшим бассейном и фонтанами, будто напоминая горные потоки, воспетые поэтом.

15. Скульптор Бабасары Аннамырадов неоднократно обращается в своём творчестве к образу Махтумкули Фраги. Обобщённый облик поэта, углубившегося в чтение священной Книги, воспринимается нами как олицетворение великой мудрости человечества. Композиция вырезана в 1988 году из древесины платана. 

16. В 2001 году в парке Независимости были установлены скульптурные памятники великих туркменских исторических личностей, которые украсили столицу Ашхабад. Одним из них является памятник Махтумкули Фраги. Памятник был выполнен по модели Бабасары Аннамырадова. Скульптурный памятник выполнен из бронзы и точно определён по своему содержанию, в нём использованы традиции классики. Игра света и тени, равномерность и гармония форм помогают передать истинный образ поэта. Творческие переживания внутреннего мира Махтумкули можно понять по мимике его лица и жестам рук. Под руками поэта расположен восточный столик для письма с книгой.

Памятники поэту, установленные в городах Мары, Дашогуз, Туркменбаши и других уголках Туркменистана, отличаются разнообразием художественных решений. В честь великого поэта-классика установлены памятники в Астрахани, Киеве, Анкаре, Ташкенте, Хиве, в иранском городе Куммет-Ковус. 

17. В произведении молодого живописца Мыратмергена Кулыева «Махтумкули. Прославление Родины» выявляется множество характерных деталей и символов, раскрывающих философские взгляды поэта. В центре композиции изображён момент стихотворного состязания Махтумкули с Дурды шахиром. Стараясь сохранить историзм эпохи, автор проявляет тенденцию к полному и точному отражению действительности во всех её проявлениях, деталях и подробностях. Художник использует эффектную игру света и тени, тонкую нюансировку тональных отношений, которые помогли ярко отобразить смысл и значение стихотворных строк великого мастера слова.

18. В числе победителей творческого конкурса «Pähim-paýhas ummany Magtymguly Pyragy», итоги которого были объявлены в 2023 году, по праву оказались студенты факультета изобразительного искусства Государственной академии художеств Туркменистана – скульптор Салых Сапармаммедов и живописец Гульджемал Мырадова. Салых Сапармаммедов создал скульптурную композицию, раскрывающую творческое состояние, в которое погружён поэт. Его лицо озарено внутренним светом. Новый стихотворный образ, жаждущий воплощения, теснится в его разуме. За спиной поэта радуга с облаками, подчёркивающая значимость туркменского гения.

19. Раскрытие таланта ювелира великого мыслителя, связь искусств, традиций, обычаев, мастерски изображает в своей картине «Фраги за работой» Гульджемал Мырадова. Для более достоверной характеристики Махтумкули Фраги и эпохи, в которой жил великий мастер слова, художница вводит в композицию бытовые детали. Интерьер туркменской юрты с ковровыми изделиями, ювелирные украшения и инструменты, письменные принадлежности, книги не отвлекают от главного и раскрывают многочисленные дарования поэта. Образный и пластичный язык живописного полотна обусловлены состоянием сосредоточенности и творческого процесса, в который погружён поэт-мыслитель.   Творчество великого поэта-философа, воспевавшего непреходящие общечеловеческие духовные ценности и гуманистические идеалы, актуально и в нашей современности. Безусловно, оно всегда будет вдохновлять туркменских художников на создание всё новых и новых произведений.

Вам может также понравиться...

0 0 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x